1. Семья, имя и школьные годы.
Колин Флукс (таково настоящее имя Кози Пауэлла) родился 29 декабря 1947 года в городке Сиренчестер (Англия).
По некоторым историческим сводкам, рос в приемной семье (как и почему – или история умалчивает, или всесильный Интернет до
сих пор не знает ответа на этот вопрос), которая и дала будущему ударнику вторую часть псевдонима; имя Кози было заимствовано
у кумира Колина – джазового барабанщика Кози Коула. Впрочем, псевдоним был позже, а пока Колин барабанит в школьном
ансамбле, да так громко и усердно, что рвет пластики на малом барабане, за что и поплатился «должностью»: его пересаживают за
тарелки, дескать, они долговечнее. Кроме школьного ансамбля, он подрабатывал в местных группах (это в 12-13 лет-то!), игравших в
ночных заведениях, поэтому о домашних заданиях и приходах в школу утром не могло быть и речи. В 1962 году Колина исключили –
к опозданиям и небрежному отношению к учебе прибавили разные мелкие пакости и безобразия, которых Пауэлл не чурался всю
свою жизнь.
2. Нелегальный барабанщик.
После ухода из школы Колин отправился в Лондон, где работал в одном из офисов (по непроверенным данным – курьером), чтобы
купить себе установку. Сделав, наконец, столь необходимое приобретение и назвавшись Кози Пауэллом, он присоединился к группе
The Sorcerers, с которой отправился в Германию. Ему было всего 16 лет, а значит, по немецким законам, он не имел права жить и
работать в этой стране до своего совершеннолетия. При этом за все три года, как утверждал сам наш герой, никаких проблем с этим
не возникало. Всякий раз, когда группа переезжала с места на место, Кози прятался в самом конце фургона под разного рода хламом
– аппаратурой, одеждой и прочим – и сидел, как мышь в норе. Так продолжалось до тех пор, пока ему не стукнуло 18. Впрочем, терпеть
злоключения доводилось всей группе – со слов Кози, ребята, игравшие по 8 часов за вечер, жили в старой бойлерной, в углу которой
был котел, а по полу бегали крысы. Такие жилищные условия мало волновали их по двум причинам: во-первых, они уставали за вечер,
во-вторых, для них возможность играть и развиваться была важнее бытовых проблем.
3. Призрак с Ректори Стрит.
Вернувшись из Германии, Кози Пауэлл присоединился к одной из многочисленных английских групп, жившей и работавшей неподалеку
от Бирмингема. Одним из участников этой группы был клавишник Питер Болл, который и приютил Кози в доме своих родителей. Его
брат Денни, коллега Пауэлла по группе Bedlam, вспоминал, что с появлением юного ударника, проводившего часы за своими
барабанами и, тем не менее, находившего время на разные розыгрыши, большой дом, расположенный на Ректори Стрит, начал б
уквально ходить ходуном. Конечно же, выходки Кози не ограничивались стенами этого дома. Как-то раз, вспоминал Денни, по их
улице проходило двое новобранцев, страшно довольных своей парадной формой и бравой походкой. Вдруг они услышали метрах в
двухстах от себя барабан. Пока они шли, он шел вместе с ними, стоило им остановиться – и он тоже останавливался. Едва они
трогались с места, барабан заставлял их маршировать. Они пытались идти медленно, но и барабан замедлялся вместе с ними.
Наконец, они остановились и стали внимательно рассматривать заросшие сады вдоль дороги. Еще пара робких шажков - и барабан
тут как тут! Тогда они, с истинно военной четкостью, отдали честь туда, где прятался юный проказник. Из живой изгороди напротив
дома вывалился сначала барабан, потом, весь в листьях остролиста и папоротника, появился и сам Кози Пауэлл со своей
обезоруживающей улыбкой и отвесил шикарный поклон. По словам Денни, именно в их доме рождался хеви-металл. Кроме
различных девушек, частыми гостями братьев Боллов (их было трое, включая еще одного будущего музыканта Bedlam Дейва) и
окончательно прижившегося у них Кози были новые друзья ударника – Роберт Плант, Джон Бонем, Тони Йомми, Гизер Батлер…
В конце концов, родители братьев указали им и Кози на дверь, так как больше не могли терпеть все эти безобразия.
4. Bedlam и сессии, сессии, сессии…
Невзирая на то, что в Лондоне дороги Кози и братьев Боллов разошлись, через некоторое время они снова встретились и основали
группу, которую Кози назвал Beast, но, узнав, что группа с таким названием уже есть, придумал новое – Bedlam. Выпустив всего один
студийный альбом, группа распалась – ни сам Пауэлл, ни остальные участники коллектива не имели ни малейшего представления о
том, что сегодня называется «шоу-бизнес». Пришлось Колину возвращаться к тому, что предшествовало созданию сольного проекта, - рутинной сессионной работе. Не привыкший бездельничать, он хватался за любое предложение, кочевал с одной студии на другую, и таким образом познакомился с влиятельным продюсером Микки Мостом, владельцем звукозаписывающей кампании RAK. Он-то и взял трудолюбивого барабанщика на постоянную работу, каждый день предлагая что-то новое. Кози вспоминал, что только на одной студии Микки умудрялся делать до 15 сессий в неделю, продолжая при этом принимать предложения от других фирм. По его словам, это был солидный опыт, который он мог приобрести только так, а не иначе. За выполнением одной из сессий на студии RAK Пауэлл и был замечен Джеффом Бэком, который, записав с участием ударника несколько композиций, взял его в свой постоянный состав. Что самое интересное, после увольнения и тщетных попыток создать группу Кози вернулся к сессионной работе, выполняя ее с не меньшим усердием и упорством, чем до успеха в составе Jeff Beck Group. Как и после распада Bedlam. Только один раз - после раскола второго сольного проекта Cozy
Powell’s Hammer он оставил музыку и посвятил себя давнему увлечению.
5. Шумахеру и не снилось!
Остается только удивляться, как при такой колоссальной загрузке Кози Пауэлл находил время для занятий спортом. Он считал, что
барабанщик должен быть в хорошей физической форме. С целью укрепить руки и ноги он активно занимался боксом и поднимал
штангу. Но в шкуре профессионального спортсмена ему довелось побывать на различных гоночных трассах. Устав от музыки, Кози
попытался найти себя в давней страсти – высокой скорости. Чем быстрее была машина, тем больше она ему нравилась. Он обожал
«Феррари» и «Ягуары», а из мотоциклов отдавал предпочтение «Хонде». Когда-то он даже грозился полетать на истребителе –
во-первых, у него сумасшедшая скорость, во-вторых, у него есть пушки! В общем, неудивительно, что, уйдя из музыки, Пауэлл нашел
себя в гоночном спорте и даже завоевал немало наград. Мотогонки, ралли, гонки знаменитостей – ну что тут поделаешь, видать, ему
паталогически хотелось везде успеть! Наибольшего успеха он достиг в раллийной команде, спонсируемой Hitachi за рулем Mazda.
Кроме того, небезуспешно проходили его выступления в гонках класса «Формула-3». Говорят, он даже подумывал над тем, чтобы
добиться суперлицензии «Формулы-1» и пилотировать болид своей любимой команды – Ferrari (кстати, весьма интересный факт: на
обратной стороне обложки сольного альбома Пауэлла “Tilt” имеется надпись, свидетельствующая о том, что любовь к гоночному с
порту Кози сохранил, даже простившись с ним, - Forza Ferrari!). Кто знает, насколько близка была к воплощению в жизнь эта идея?
Я твердо уверена только в одном: если бы Кози занялся гонками так же серьезно, как в свое время взялся за барабаны, вряд ли
Михаэль Шумахер был бы сейчас самым титулованным спортсменом. Кози был безумно талантливым гонщиком, однако любовью
всей его жизни была музыка.
6. Прозвища и экстрим.
Несмотря на все его образцовое трудолюбие и силу воли, Кози не миновала участь многих людей, а именно – к нему тоже приклеилось
несколько прозвищ. Бытует версия, что имя Кози имело место быть еще в школьные годы – такое себе школьное прозвище среди
одноклассников. Коллеги же называли его «Мистер Слоновья Походка» - за то, что его спортивную фигуру было заметно издали, а
гулкие шаги ассоциировались с настоящим топотом слона. А за любовь и умение лазить по зданиям и радио башням без страховки
друзья прозвали его «Человек-паук». Последнее, правда, пришлось прекратить в начале 90-х – сказались последствия многочисленных
аварий и травм, полученных в их результате. Но зато в 70-х, во времена Rainbow – о, это было одно из его любимых развлечений!
Без особого труда Кози мог забраться в комнату любого из всей «радужной» бригады и устроить там настоящий погром. Или, если
комната была на последних этажах, вынести на крышу всю мебель, как однажды он проделал это с комнатой роуди Колина Харта.
Ритчи Блэкмор вообще ехидно замечал, что у Пауэлла не все в порядке с головой, потому как его бравада порой граничила с
настоящим безумием. Вероятно, Блэкмор имелл в виду тот случай, когда его друг-барабанщик провез через канадо-американскую
границу пистолет, запрятав его в ботинок и прикрыв сверху штаниной.
7. Рок-звезды тоже плачут.
Мало кто из фанов рок-музыки знает, что за железной силой воли Кози, за его внешним спокойствием, экстремизмом и ураганной игрой
скрывался очень ранимый человек, которому – представьте себе! – были свойственны свои слабости. Например, сладкое, без которого
он просто жить не мог, особенно все, что хрустит. Ритчи не раз вспоминал, как во время записи Down To Earth Кози заказывал в
студию чуть ли не целые фургоны поп-корна, рисовых шариков, кукурузных хлопьев и прочих подушечек, а также и то, что Кози
никогда не убирал за собой упаковки и остатки от своих завтраков. И вообще, со слов Ритчи Блэкмора, Пауэлл, бывший всегда
непредсказуемым и жизнерадостным, в глубине души был очень одиноким, несчастным и склонным к депрессиям. Не показывая это
друзьям и коллегам, неизменно улыбаясь им, только наедине с собой он мог впасть в апатию и часами бродить по окрестностям
города, покуривая сигарету, отрешенно глядя по сторонам и не произнося ни слова. Кто знает, возможно, одиночество отравило его
душу еще в детстве, в приемной семье… А может быть, его беспокоило отсутствие своей семьи? Тем не менее, в одном из интервью
Кози честно и открыто признавался, что до слез его могут довести только животные – старые, больные, брошенные… По его словам,
одно время он даже не держал в доме животных – каждый раз, когда любимец умирал или с ним что-то случалось, был для Кози т
яжелым испытанием, неизменно заканчивавшимся нечеловеческой болью и полными слез глазами. Тем не менее, незадолго до гибели
он все-таки завел себе кошку, которую назвал Monkey Girl. Очевидно, бедняге барабанщику пришлось-таки превозмогать себя,
поскольку его кошечка каждый день приносила ему… свою свежеубитую добычу.
8. Передал по наследству!
Конечно же, несмотря на всю уникальность и мастерство Кози Пауэлла, он не стал исключением из правила «незаменимых людей не
бывает» - как заменял он, так заменяли и его. Особенно примечателен тот факт, что несколько раз – в Rainbow, Black Sabbath и на
некоторых сессиях записи с различными исполнителями – его место занимал один и тот же человек. Звали его Боб Родинелли.
Оба ударника неоднократно подшучивали друг над другом по этому поводу. Сам Бобби вспоминает, как познакомился с Кози.
Уйдя из Rainbow, Пауэлл, не терпевший халтуры (а именно так он характеризовал новый материал Ритчи Блэкмора) и не желавший ни
делать ее, ни слушать, все-таки заявился на один из концертов обновленной Rainbow. «Кози подошел ко мне за кулисами, - говорит
Родинелли, - и сказал: «Ты знаешь, Боб, я пришел на этот концерт, чтоб сказать Ритчи все, что я об этом думаю, чтоб сказать: мне не
понравилось. Но ТЫ отлично работаешь! Мне действительно понравилось, как ты играешь». Он протянул мне руку. Так мы и
познакомились. В тот же вечер мы пошли и выпили с ним». После того, как по иронии судьбы Бобби заменил Пауэлла еще несколько
раз, Кози решил не ограничиваться таким положением вещей только в музыке. «Наследник» вспоминал забавную историю, связанную
с постоянными заменами. Вернувшись с репетиции с Black Sabbath, он собирался было лечь спать, как вдруг раздался телефонный
звонок. В трубке отозвался знакомый голос: «Бобби, это Кози. Раз уж так повелось, что ты постоянно идешь по моим стопам, не
окажешь ли услугу? Я собираюсь дать тебе телефон моей бывшей подружки. Мы поссорились, ей скучно, может, ты ею займешься?»
9. Все в жизни бывает впервые.
Репутация человека-глыбы, о злых шутках и розыгрышах которого его «жертвы» чуть ли не легенды слагали, все же не мешала Кози
быть добродушным и общительным не только с коллегами, но и с поклонниками. Всякий раз после выступления он обязательно
выходил поприветствовать тех, кто ждал у служебной двери зала или входа в гостиницу, раздать автографы, сфотографироваться и
просто перекинуться парой слов. Пауэлл считал, что общение с поклонниками – это не столько профессиональный, сколько просто
человеческий долг каждого музыканта, - мало ли, в чем отказали себе люди, чтобы прийти и воочию увидеть своих кумиров. Хотя
сам он признавался, что хоть и не раз видел удивленные и даже ошарашенные лица своих фанов, сам потерял дар речи при виде
кумира только однажды, причем будучи уже в зрелом возрасте. Это было в 1994 году в Штатах, во время гастролей в составе группы
Брайана Мэя. Кози как раз сидел в вестибюле гостиницы, когда увидел, как в сторону лифта направляется его любимый актер Клинт
Иствуд. «Я был просто ошеломлен! - говорил он в одном из интервью. – Мой любимый актер, которым я восхищаюсь – вот он, передо
мной! И что я мог ему сказать? Здравствуйте, Клинт, я… это… Я ВООБЩЕ не мог произнести ни слова! Одна мысль в голове –
э-э-эт-то же сам КЛИНТ ИСТВУД… Пожалуй, это был первый раз, когда я потерял дар речи при виде звезды». Впрочем, на вопрос,
почему было бы не попросить автограф, Пауэлл, наверное, для поддержания имиджа и (или) статуса, ответил, что не стал бы так
унижаться, для него было счастьем просто увидеть любимого актера.
10. Печальное пророчество.
При жизни Кози Пауэлл часто повторял: «Я вожу, как играю, - безумно». Никто не мог этого отрицать – все знали о его любви к
высокой скорости, любви, порой походившей на настоящее безумие. Он зачастую и не думал пользоваться ремнем безопасности, а в
моменты приступов депрессии, ставшие частым явлением в период сожительства с девушкой по имени Шарон Рив (Шари), мог сесть
за руль, будучи нетрезвым. Всякий раз, зализывая раны после аварии (по словам Тони Йомми, Пауэлл всегда был немного склонен к
авариям и мог запросто угодить в переделку практически на ровном месте), Кози как будто бы невзначай бросал, что этот проклятый
руль сведет его в могилу. Эти слова оказались пророческими – 5 апреля 1998 года Кози Пауэлл сел за руль своего черного SAAB 9000
Turbo в последний раз. Все обстоятельства стеклись в одно – трагическое. Кози, находясь в ссоре с Шари и длительной депрессии, в
очередной раз напился и, не пристегнув ремень, помчался по мокрой от дождя дороге из Лондона в Бристоль. Дальше – у неисправной
машины лопается колесо, Кози пытается удержать управление, и как раз в этот момент Шари звонит ему на мобильный. Все, что она
услышала в тот момент, - шум, грохот и последние слова Пауэлла: “Oh shit!” В 20:30 по местному времени машина врезалась в
разделительное заграждение. Через четыре часа великий барабанщик умер в бристольской больнице от потери крови. Он так и не
пришел в сознание…
Зато в сознании друзей, коллег и поклонников навсегда запечатлелся образ сильного и волевого человека, ставшего при жизни
легендой. За отведенные ему пятьдесят лет Кози Пауэлл, не обладая каким-то сверхталантом, успел сделать столько, сколько мало
кто успевает за целую жизнь. Его упорство и трудолюбие не грех поставить в пример всем, не только молодым барабанщикам и
музыкантам. Всякий раз, выходя на сцену, он полностью отдавался своему делу, как бы говоря каждым своим ударом: «Забудьте все
плохое, что во мне есть, возьмите звуки моей музыки, моих барабанов, - это самое лучшее, что я могу для вас сделать».
И поклонники принимают это лучшее. С любовью и благодарностью.