Кози Пауэлл: "Мы приведем ELP в 80-е!"
- Мы намерены приложить все усилия и сделать новый ELP успешным, как бы критики не отзывались о нас!
Эти воинственные слова произносит "П" из ELP – их новый барабанщик, человек твердого слова и удара,
Кози Пауэлл.
Всего два года назад Kerrang! бурно описывал историю супергруппы 70-х Emerson, Lake and Palmer. Затем
поползли слухи об их воссоединении и, наконец, сенсационная новость: маг клавишных Кейт Эмерсон решил
поднапрячь старого друга и коллегу Грега Лейка, дабы возродить группу, создавшую уже классические альбомы
"Tarkus" и "Картинки с выставки", а также поставившую ряд шоу, раскрывающих все аспекты современного
концертного рока.
Но вместо Карла Палмера для воссоединения группы, чьи корни уходят в далекий 1970 год, Кейт и Грег
воспользовались услугами «ветерана рок-баталий» Кози. И, как объяснил сам барабанщик в первом интервью
возрожденного трио, вовсе не потому, что его инициалы совпадают с инициалами Карла!
Трио провело весь прошлый год за записью вышедшего недавно альбома "Emerson, Lake and Powell", а сейчас
музыканты готовятся к предстоящим дебютным американским гастролям.
…В жаркий воскресный июльский полдень я отправился навестить Кози, отдыхавшего в своем поместье Boldstart в
деревушке Ламбурн, в самом сердце графства Беркшир, в том самом месте, где "...движение превращается в
деревню". Кози, как всегда приветливый и общительный, рассказывает о том, как ЭЛП собрались вместе,
описывает их реакцию на дикие отзывы в британской прессе, делится планами на будущее.
Мы сидели на террасе и болтали, а потом Кози предложил прогуляться.
- Это место помогает мне сохранять рассудок, - ухмыльнулся он. – Я не занимаюсь фермерством, хотя, в принципе,
дом этот – фермерский. Да, у меня здесь есть и конюшня, и лошади, но я не скотовод. Я родился в Сиренчестере,
а это аграрный городок.
Кози повел меня через луга к высокому горному хребту, откуда видны границы пяти графств. Он рассказал, что
еще ребенком бывал здесь и видел дом, в котором сейчас живет, но никогда не мог даже мечтать о том, что этот
дом будет принадлежать ему.
- Иногда, когда чувствую прилив сил, я помогаю местному фермеру косить сено… Прибытие сюда после
всяческих рок-н-ролльных мест – это самые приятные перемены. Это единственное, что позволяет мне быть в
форме…
- Когда меня спрашивают, как мне удается сохранять свой энтузиазм… Наверное, это благодаря тому, что у меня
есть это место. Здесь так хорошо! Возвращаясь сюда, я как будто вновь опускаюсь на твердую землю. Кроме как
здесь, мне больше негде укрыться от статуса суперзвезды. Не скажу, что этот статус меня сильно тяготит, но
иногда я все-таки очень устаю от него.
Кози отнюдь не завсегдатай местных пабов. Одно из его любимых занятий – прочесывать окрестности на своем
мощном мотоцикле Yamaha, на котором обычно мотается в Лондон на репетиции и обратно. А еще он любит
бороздить размытые дождем деревенские дороги за рулем джипа Corvette, отдыхающего в амбаре во время
бездействия.
- Когда я дома, я не люблю развлекаться по клубам. Зачем куда-то ходить, если есть такое чудесное место, как
это? Здесь так тихо, спокойно… Конечно, во время гастролей я коротаю время в клубах и барах, но гастроли
зачастую занимают восемь месяцев. И когда я возвращаюсь домой, мне хочется просто отдыхать.
Кози действительно много работал – с того самого дня, как впервые засветилась его звезда (1970 год, фестиваль
на острове Уайт, где Кози аккомпанировал Тони Джо Уайту; тогда же состоялся и дебют Emerson, Lake and Palmer).
Потом – работа с Джеффом Бэком, Донованом, Ритчи Блэкмором, Дэвидом Ковердейлом, Робертом Плантом…
Что происходило с ним за месяц до прихода в ELP?
- Это были подъемы и спуски. Да… После тяжелой эры Rainbow я играл в Michael Schenker Group, это было… м-м,
интересно. Это была хорошая группа, как мне тогда казалось, с большим потенциалом. Но большие проблемы
оказались сильнее большого потенциала; я не буду останавливаться на этих проблемах. Они были, и, в конце концов,
я оставил группу – я был сыт по горло выходками Майкла.
- Потом… потом были Whitesnake, и я очень надеялся, что эти протянут намного дольше. Что там происходило, я
до сих пор не знаю. Более того, мне кажется, что никто из музыкантов не знал, что там творилось внутри группы.
Чуть ли не ежедневные смены состава и персонала!
Когда я впервые увидел Кози в Whitesnake, пламя, свет и прочая пиротехника, которую он использовал во время
своих соло, буквально плавили контактные линзы в глазах зрителей!
- О да, у меня было предостаточно пиротехники! И сейчас есть кое-что про запас. Видите вон тот сарай? Там я
балуюсь. Мои эксперименты с пиротехникой снесли с него полкрыши!
- Итак, ситуация в Whitesnake была весьма напряженной, но при этом мы совершили немало американских туров.
Последний из них стал действительно последним. Все самое худшее свалилось на голову во время этой маленькой
увеселительной прогулочки. Я распрощался с этой компанией и снова оказался в листе музыкального трансфера.
- Я не знал, что мне делать, - либо уйти в годичный отпуск, либо продолжать играть. И пока я решал, мне позвонили
и сказали, что Кейту и Грегу нужна помощь в записи альбома. Они уже пробовали, кажется, с двумя или тремя
барабанщиками. Кейта я знаю давно. Он сказал мне: "Двигай сюда и стукни разок!" Я буквально только что
вернулся из Рио и отправился к Кейту только для того, чтоб обнаружить, что я забыл дома свои палочки.
Представляете, каким беспомощным я себя почувствовал!
Репетиции с Кози, показавшим себя идеальным партнером, начались в феврале прошлого (1985 – С.Э.) года.
- Весь в снегу, я приехал в Сассекс, где живет Кейт, и приступил к работе над материалом. Потом Кейт спросил:
"Ты часом не осилишь Fanfare For The Common Man?" Мы начали играть – сначала эту тему, потом – одну вещь
за другой, и следующее, что я услышал, - они попросили меня остаться с ними!
- Кейт создал огромное количество саундтреков к фильмам, Грег записал пару альбомов и съездил в турне с Гари
Муром после первого раскола ELP (на самом деле, Кози запамятовал действительно первый раскол, произошедший
еще в 1974 году – С.Э.), и теперь они просто собирались сделать совместный альбом под вывеской Emerson&Lake.
И ничего больше! Когда я начал работать с ними, они стали подумывать: "Этот парень – то, что надо, это реальная
возможность создать с ним группу!" Так все и было. А потом – началось: "Ах, этот Кози с ними только потому,
что у него фамилия на "П" начинается!" Глупости какие…
- То, что у нас с Карлом одинаковые инициалы, - это совпадение и ничего больше. Я получил работу благодаря
своему умению, а на инициалам! Если бы им так важны были эти инициалы, они запросто позвали бы Карла
Перкинса, несмотря на то, что он не знает, с какой стороны подойти к барабанам!
- Когда весь этот фурор поутих, мы решили заняться делом. Я отнюдь не собирался копировать стиль Карла
Палмера, я хотел играть и звучать так, как играет и звучит Кози Пауэлл. Вы достаточно хорошо знаете манеру
каждого из нас, так что почувствуете разницу между нами. Я сажусь, стучу, делаю свою работу, а потом – альбом
говорит сам за себя.
Конечно, барабанный язык Кози Пауэлла отличается от палмеровского. Тем не менее, оба они – потрясающие
солисты, мастера своего дела, и было бы здорово когда-нибудь увидеть их королевское сражение!
- Изначально Кейт очень противился возобновлению гастролей, поскольку ELP слишком много гастролировали в
свое время. Обоих – и Кейта, и Грега – тошнило и от гастролей, и друг от друга. В конце концов, группа развалилась.
У них было обязательство перед рекординговой кампанией – записать альбом, который они записывать не хотели
(я имею в виду пресловутый Love Beach на Atlantic), и который никому из них не нравился. Стыдно!
- То есть, если они хотели вернуться, это должно было произойти надлежащим образом. Карл был в Asia, когда они
начали работу над альбомом… который изначально был всем, что они намеревались сделать. Уже потом, когда я
присоединился, они осознали, что на сцене я могу работать не хуже, чем в студии. Все это сработало, и дела у нас
пошли хорошо. Мне это действительно нравится!
- На тот момент их предложение было не единственным. Я мог сделать массу других вещей, но ведь это очевидно,
что если тебе выпадает шанс поработать с музыкантами такой величины, ты этот шанс используешь. Я играл в
гитарных группах более десяти лет, поэтому особенно приятно оказаться в клавишном трио. Мне всегда хотелось
поработать в трио – с тех самых пор, как я впервые увидел Джинджера Бейкера в Cream.
- Все это казалось таким нереальным… Пришлось преодолеть множество препятствий, прежде чем мы смогли
стартовать. Много людей присоединилось к организации всего. Сейчас мы готовы к первому туру, а в следующем
году планируем выпустить второй альбом и совершить второе турне. Я весь в ожидании этого, потому что я не
гастролировал уже полтора года, и если я еще немного отдохну – боюсь, что отвыкну.
- Мое последнее выступление было в январе 1985 года в Рио, в составе Whitesnake. Я до сих пор не могу понять,
почему эта контора развалилась, но таковы пути бизнеса. Были некоторые неразрешимые проблемы – и
коллективные, и личные.
Кози охотно признает, что склонен к размышлениям и раздумьям, когда в группе что-то не так и происходящее его
допекает.
- Я терпеть не могу людей, которые говорят, что собираются сделать то-то и то-то, а потом не делают. Я сам
полностью отдаюсь работе и ожидаю того же от остальных, с кем играю. Если этого нет – я ухожу.
- Так было везде, в каждой группе, где я играл, и, если честно, подружился я с очень немногими. Зато, заполучив
меня в группу, вы видите, за что отдаете свои деньги.
В этом случае Кози стал хорошим товарищем и партнером для Кейта Эмерсона, работающего сейчас не менее
увлеченно, чем во времена The Nice и ELP.
- Это правда. Об ELP уже сказано много с тех пор, как я вошел в состав группы. И я вам скажу – это самые
лучшие рабочие отношения, какие у меня когда-либо с кем-либо были! Я никогда не встречал больших
профессионалов, чем эти двое. Надеюсь, ничья глупость не разрушит этого…
- Я не думаю, что будут личностные столкновения и стычки, о которых стоит беспокоиться. Кейт и Грег слишком
долго не общались. Мне пришлось попотеть, пока я разучивал новый материал. Это вам не трехминутный
двенадцатитактовый блюз!
В своем турне группа будет исполнять как новые песни, так и подборку старых вещей ELP, поэтому Кози был
погружен в барабанную рутину, работая над материалом и вписывая в общее звучание двойную бас-бочку.
- Было весьма интересно поработать над "Таркусом". Это заставило меня перелистать весь мой музыкальный
словарь. Это искусная музыка. Кейт – не трехаккордовый музыкант, он делает интеллектуальный материал, как,
впрочем, и Грег. Мне пришлось выучить 14-минутную "Pirates", с "Works Volume 1".
Они также исполнят "Картинки с выставки", о которых Кози отозвался: "Не то, что сыграть три припева, куплет и
затихнуть". Он считает, что, вероятнее всего, не справился бы с этим всем двадцать лет назад: "Чтоб играть
такой материал, нужен большой опыт. Эта музыка явно не для новичков".
Готовясь к репетициям, Кози разбирал и записывал нотами все свои партии. "Pirates" заняла три альбомных листа!
- Это был настоящий вызов для меня! Вызов, который увел меня от роли аккомпанирующего ударника, коим я был
в MSG и Whitesnake. Теперь у меня появилась возможность раскрыться и самовыразиться, поэтому я с
удовольствием играю сейчас соло! Я тяжело работал и даже бросил пить – в это многие верят с трудом!
Действительно, сидя на залитом солнцем заднем дворе и слушая пение птиц и жужжание пчел, едва нарушающее
тишину самого сердца деревушки, мы потягиваем минеральную воду Perrier со льдом и чувствуем себя
добродетельными и здоровыми.
- Я решительно настроен на то, чтоб добиться успеха, - клянется Кози, - и сделаю для этого все, что в моих силах!
Эта группа заслуживает хорошего.
Если Кейт и Грег устали от гастролей, что заставило их решить вернуться к ним?
- Я не знаю, - задумался Кози. – Во всяком случае, не финансовые причины, это уж точно. Прошло много времени,
- кажется, восемь лет, - и для них настало самое время попробовать снова. Кейт устал от своей работы, а Грег –
от своей группы, за которую никогда особо не переживал. Ему хочется быть частью группы. Я сам делал сольные
проекты, поэтому знаю, каково это.
- Кейт пробовал сочинять с другими людьми, и Грег тоже, но это было не то. Они вдвоем поняли, что выявляют
лучшее друг в друге. Все, что им нужно для того, чтоб выйти на старт и побежать, - это идиот вроде меня. А я
увидел в них столько энтузиазма! Если бы они попробовали первоначальным составом, не думаю, что результат
был бы таким же. Скорее всего, открылись бы старые раны.
Кейт и Грег не думали над тем, чтоб попросить Карла вернуться?
- Не знаю, не могу сказать. Но перед тем, как я пришел к ним, они пробовали работать с парой-другой
барабанщиков, и фамилия одного из них даже начиналась на "П"!
Я подумал, не мог ли это быть известный сессионщик Саймон Филипс (Simon Philips)? Конечно, это был именно он,
но Саймон оказался неподходящим вариантом. Я раздумывал над этим, пока Кози отвлекся на долгий телефонный
разговор с менеджером ELP, который, видимо, выяснял, о чем я спрашивал. В мире рок-музыки сейчас царит
настоящая паранойя, порожденная неприятельски настроенной еженедельной музыкальной прессой и охотящимися
за сенсацией ежедневными газетами. Все это очень усложняет работу ревностному искателю истины.
Например, изначально Кейт и Грег собирались принять участие в общем интервью, но потом решили вообще ни с
кем не разговаривать, а все из-за волны саркастических комментариев, услышанных ими в ответ на релиз альбома.
Кози: "Они полагали, что все это дерьмо осталось во временах их раскола, и что им дадут спокойно заниматься
своим делом. Вместо этого обнаженные кинжалы вонзились в них с удвоенной жестокостью. Они подумали – о нет,
только не это!"
Мы говорили об альбоме, и Кози было приятно узнать, что мне понравилась джазовая композиция Step Aside, на
которой он играет с большим вкусом, а также аранжировка отрывка из сюиты "Планеты" Холлста – "Марс, войну
приносящий".
- Я делаю "Марс…" отдельным номером. Но что самое забавное – я играл его еще в Whitesnake под магнитофонную
запись. Когда я заговорил об этом с Кейтом, он ответил, что с удовольствием сыграл бы сам. Он выучил это
произведение за несколько минут! Меня чуть не стошнило – запись… Зачем ее использовать, если Кейт может это
сыграть?
- Я продемонстрирую эту тему в туре со всем обычным для Пауэлла идиотством – пиротехникой и иже с ней.
Сам не знаю, выдержу ли я это барабанное соло. Если вы узнаете из новостей, что пол-Техаса разнесло в пух и
прах, - значит, пиротехника сработала не в том направлении! С каждым годом мои штучки становятся все опаснее.
Наверное, мы поместим на афишах предупреждение об опасности для людей с сердечной недостаточностью.
А Кейт и Грег предупреждены об этом?
- О, не думаю, что это их обеспокоит! После того, как Кейт буквально разметал свой орган по студии…
Кинжалы уже заточены, а старый Hammond склеен по частям.
- Я помню, как Кейт проделывал это в былые времена, а глядя на него сейчас… О, сейчас он выглядит еще круче!
Потрясающее зрелище! Сейчас никто не делает ничего подобного. Пит Таушенд перестал разбивать гитару, а
видеть Кейта в полной боевой готовности, с двумя кинжалами в зубах, готового заставить Hammond взлететь на
воздух… Вы должны это увидеть, чтоб в это поверить!
Кози подчеркивает, что ELP не собираются жить былой славой. Наравне со старой классикой, такой, как "Rondo",
группа также представит новые произведения и новое оборудование.
- Мы сделали хорошую подборку материала, а теперь мы можем заставить это все звучать более ярко, так как
техника позволяет. У Кейта имеется новое компьютерное оборудование, и это поможет сделать самое лучшее
звучание, на какое способно трио в наши дни. Это фантастика. А те спецэффекты, которые мы будем использовать,
- никто в мире не видел ничего подобного. Все в этом туре будет новым и уникальным!
- Многие говорят: "Ну, и зачем снова это делать?" Причина одна: за тем, что это НОВАЯ группа. Я подал
несколько идей, которыми, в свою очередь, загорелись Кейт и Грег. Мы собираемся сделать такое шоу, в которое
можно поверить, только увидев его. ELP всегда были неистовыми, и этот образ сохранится за новой группой.
ELP были первооткрывателями многих вещей, принятых нами в дар сегодня, например, концертное использование
собственного освещения и звука, не говоря уже о сценическом применении синтезатора и взрывчатых спецэффектов.
Все это вызывает дикий восторг среди фанов ELP, но, как сказал Кози, "...как только группа вернулась, пресса
встретила ее сплошными насмешками в этой стране и полным восторгом за ее пределами. Америка с ума сходит.
Альбом держится в хит-параде Billboard на 28-м месте уже четыре недели подряд, а все престижные музыкальные
издания заинтересованы в нас. А здесь ELP – это ругательство. И я не знаю, почему так. Ни одно издание (кроме
Kerrang!) не говорит о музыке, все только переходят на личности и критикуют их. Мы не сердимся, просто думаем – а
о чем вообще с ними говорить?"
- Вот поэтому мы не даем интервью в этой стране, вы – исключение. Я давным-давно перестал читать все эти
еженедельные издания. Там сплошная болтовня о политике, а я предпочитаю статьи о музыке. При этом я ни разу
не слышал ни одной группы, о которых пишут эти издания. Kerrang! Же всегда поддерживал и меня, и Грега, и
Кейта, и всех нас. Мы не требуем и не ожидаем хороших репортажей, просто хотим честных статей без общего
негатива.
Когда ELP выступят в Англии?
- Честно говоря, не знаю. Это зависит от того, захочет ли кто-то здесь видеть нас, - засмеялся Кози.
Сейчас группа больше всего сосредоточена на выступлении в нью-йоркском Madison Square Garden, где они могут
быть уверены в теплом приеме, а после этого – мировой тур.
- Естественно, мы хотели бы выступить в Англии. В любом случае, мы это планируем, и даже хотим снять об этом
фильм. В следующем году мы совершим европейское турне, но поедем только туда, где нас ждут! А здесь,
дома – вы видите, пресса постоянно гонит на нас…
Кози предложил пройтись вокруг дома и по всему поместью. Внутри дома старые дубовые балки словно сами
норовили стукнуть кого-то по лбу, зато в старом амбаре была просторная игровая комната с огромным бильярдным
столом, а также репетиционная, с Козиной старой установкой, на которой он занимается. Кози запретил мне
прикасаться к барабанам, и вместо музыки мы занялись снукером (разновидность бильярда – С.Э.)
- Многие старые группы сейчас в хорошей форме, - говорит Кози, метко закатывая шар в лузу, - например, GTR,
The Moody Blues, Jethro Tull. Видите ли, в Америке вам дадут шанс. Неважно, на что вы похожи и сколько вам лет.
Если играете хорошо – вам рады. А здесь… Если вы не соответствуете требованиям моды – вы ВНЕ ИГРЫ.
И музыка здесь никак не влияет. Все это ужасно грустно. Никого не вдохновляет музыка. Все строится только на
том, насколько ты можешь быть бесшабашным и сколько первых мест в хит-парадах займешь за неделю.
- Мне кажется, в поп-музыке всегда было нечто подобное, но чтоб так вот плохо, как сейчас… Ведь явно чувак из
Sigue Sigue Sputnik никогда не играл на барабанах до того, как пришел на прослушивание. К чему это все? Я считаю,
что для каждого есть свое место, но мне немного смешно. Когда мы выпустили альбом, нам показалось, что его
здесь неплохо воспримут. Ага, черта с два. Никто не разыгрывает из этого кровавой драмы, но в Америке-то все
идет на ура!
По крайней мере, Кози удовлетворен тем, что полностью разгромил меня в нашей партии в снукер. Мы вернулись в
дом – выпить чаю и посмотреть видео, среди которых – участие Кози в шоу Би-Би-Си "Рекордсмены". Он
устанавливает новый мировой рекорд: 400 ударных точек за минуту.
- За это меня занесли в Книгу рекордов Гиннеса, - гордо говорит Кози.
Он настоящий шоумен и то, что нужно для ELP. Если они втроем еще не сошли с ума, возрожденная группа проведет
немало времени с пользой и удовольствием.
- Мы приведем ELP в 80-е. Это должно быть здорово!
Крис Уэлч,
спецвыпуск журнала Kerrang!,
июль 1986 года.
Перевод Сюзанны Элпи
Используются технологии
uCoz